Буденновская порода лошадей - результат многократных скрещиваний кобыл донской породы, выведенной казаками на рубеже XIX и XX веков, с жеребцами чистокровной верховой породы и помесного англо-донского происхождения. Эта селекционная работа была начата в 1920 году в военных конных заводах, организованных в Ростовской области по инициативе командующего Первой конной армии С.М.Буденного.




В итоге была создана многочисленная группа полукровных по английской породе лошадей, удачно сочетающая положительные качества исходных пород: отличное качество движений и высокую резвость чистокровных лошадей с массивным сложением, крепкой конституцией, выносливостью и неприхотливостью донских. В 1948 году эта группа прошла государственную апробацию и была признана самостоятельной породой, названной буденновской в честь конного завода, где была проведена основная работа по ее выведению.

Современная буденновская порода представляет собой достаточно консолидированную группу лошадей однородного типа и экстерьера, отличающуюся крупными промерами ( высота жеребцов в холке от 164,9 до188,7 см, кобыл 162,7-187,9 см). В сравнении с моментом оформления породы и записями в I том Госплемкниги (1951 г.) рост жеребцов увеличился на 3,4 см, а кобыл - на 4,5 см.

Знаменитый буденовский жеребец Рейс

Голова у «буденновцев» средних размеров, сухая, как правило, с прямым профилем, шея почти у всех лошадей длинная, высоко поставленная, красиво изогнутая, холка длинная, высокая, лопатка достаточной длины, значительно более косо поставленная в сравнении с донскими предками. Спина сравнительно короткая, широкая, поясница средней длины, хорошо обмускуленная, круп длинный, незначительно спущенный, грудная клетка глубокая, широкая, с хорошим развитием ложных ребер. Конечности средней длины, сухие, с хорошо очерченными, прочными сухожилиями и связками, копыта нормальные, с прочным рогом. Лошади буденновской породы в основном рыжей масти различных оттенков, как и дончаки, а также гнедой и караковой. Вороные встречаются очень редко, а других мастей в породе нет.

Буденновские лошади обладают высокой разносторонней работоспособностью. С самого начала работы по выведению породы они регулярно испытываются на Ростовском ипподроме и показали в гладких скачках следующие рекордные результаты: 1200 м - 1.14,4; 1500 м - 1.36; 1600 м - 1.43; 1800 м - 1.54,8; 2000 м -- 2.09,9; 2400 м - 2.35,9; 3000 м - 3.19; 3200 м - 3.29; 4000 м - 4.40; 7000 м - 8.28,5.

Отлично зарекомендовали себя лошади этой породы в барьерных скачках и конкуре. Так выращенный в конезаводе имени С.М.Буденного жеребец Прибой под седлом В.Горелкина выиграл в 1964 году «Большой Пардубицкий стипль-чез». Эта скачка на дистанцию 6900 метров с 30 разными по устройству препятствиями считается одной из сложнейших в Европе.

Жеребец того же конезавода Рейс дважды, в 1974 и 1975 годах, становился абсолютным чемпионом СССР в конкуре, а в 1980 году под седлом В. Асмаева внес заметный вклад в победу нашей конкурной команды на XXII Олимпийских играх в Москве. В честь этой лошади на Ростовском ипподроме ежегодно проводится именная скачка.

На сыне Рейса Ритмичном американская спортсменка М.Гарсон неоднократно становилась победительницей и призером крупнейших международных соревнований по конкуру.

Жеребец Рэтив до того, как перейти в разряд производителей, выиграл в 80-х годах 22 скачки из 23, в которых принимал участие, и взял все главные призы для лошадей 2, 3 и 4-х лет, то есть стал «трижды венчанным» жеребцом. Выиграв в 2008 году Всероссийский стипль-чез, стал «трижды венчанным» еще один «буденновец» - жеребец Глянец, выращенный в конезаводе имени С.М.Буденного. Специалисты считают его лучшей стипль-чезной лошадью страны последних лет.


Глянец преодолевает препятствие